Рабочие правила музыканта

sasha 28 Сентябрь 2012 Комментариев нет

В этой статье Вы найдёте весьма интересные высказывания выдающегося итальянского пианиста Ферруччо Бузони о правилах работы над музыкальными произведениями. На девяносто процентов эти правила подходят и для гитаристов, так как являются общими для исполнителей. Великий итальянский пианист Ферруччо Бузони (1866 – 1924) концертировал с семилетнего возраста. Однако мировая слава пришла к нему только в конце 90-х – начале 900-х годов после перелома, происшедшего в его пианистических принципах. «Это была та пора моей жизни, — писал сам Бузони. – когда я осознал такие проблемы и недостатки в своей собственной игре, что с энергической решимостью начал работу на фортепиано заново и на совсем новой основе». К этому времени и относятся нижеследующие «Рабочие правила». Написанные в Берлине 20 июня 1898 года, они были впервые опубликованы лишь в 1949 году – через двадцать лет после смерти Бузони.

  1. Учи пассаж труднейшей аппликатурой; овладев ею, играй легчайшей.
  2. Если техническая структура какого-либо пассажа представляет особую трудность, возьми в работу все, какие вспомнишь, аналогичные построения из других пьес: таким образом ты внесёшь систему в то, что касается данного вида техники.
  3. Всегда связывай техническое упражнение с работой над исполнением: трудность часто не в нотах, а в предписанном динамическом оттенке.
  4. Увлечённый темпераментом, никогда не злоупотребляй силой; иначе появятся грязные пятна, которые уже никогда не отмоешь.
  5. Не пытайся осилить пьесы, ранее плохо ученные и потому неудавшиеся; это по большей части напрасная работа. Но если ты в промежутке совершенно изменил свою манеру игры, то начни работу над старой пьесой заново, как если бы она была тебе незнакома.
  6. Учи все так, словно это труднейшее; попытайся взглянуть на этюды для юношества с точки зрения виртуоза. Ты удивишся, ка трудно сыграть какого-нибудь Черни, Крамера или Клементи.
  7. Бах – основа пианизма, Лист – вершина. Эти двое открывают тебе подступы к Бетховену.
  8. С самого начала исходи из предположения, что на инструменте возможно всё – даже то, что кажется тебе невозможным или действительно является таковым.
  9. Воспитывай свой технический аппарат так, чтобы быть готовым и вооружённым на любой случай; тогда разучивая новую пьесу, ты сможешь направить все свои силы на её духовное содержание. Технические проблемы тебя не задержат.
  10. Никогда не играй небрежно, даже когда тебя никто не слышит или случай кажется тебе маловажным.
  11. Если какое-либо место не вышло, никогда не иди дальше не повторив его, не можешь сделать этого сейчас – сделай после.
  12. Не пропускай по возможности ни одного дня без соприкосновения со своим инструментом.

Не всё в этих афоризмах бесспорно (в частности, пункт 1 и 7). Но значительная их часть представляет, думается, интерес и практическую ценность не только для пианиста, но и для молодого исполнителя любой специальности. Нельзя не отметить, что именно Ферруччо Бузони сделал транскрипцию для фортепиано сольного скрипичного произведения Чаконы ре минор И.С. Баха, переложение которого так любят играть гитаристы всего мира.












Оставить комментарий »