Александр Иванов-Крамской

sasha 25 Сентябрь 2012 Комментариев нет

Александр Михайлович Иванов-Крамской (1912 – 1973) – это имя широко известно не только гитаристам нашей огромной страны, имеющим  непосредственное отношение к классической шестиструнной гитаре, а также и зарубежным гитаристам, играющим его произведения на сценических площадках по всему миру. Заслуга  Александра Иванова-Крамского состоит в его беззаветной преданности инструменту, которому он посвятил всю свою жизнь. Благодаря его концертной и преподавательской деятельности классическая гитара приобрела огромную популярность в Советском Союзе, существенно потеснив семиструнный инструмент. А. Иванов-Крамской был одним из первых гитаристов создавших великолепные обработки русских народных песен и романсов для шестиструнной гитары,  расширив тем самым горизонты возможностей шестиструнного инструмента. Именно создание обработок народных песен и стало основным аргументом в том, что шестиструнная гитара является инструментом, которому подвластны исполнения не только зарубежных классических произведений, но и огромный пласт русской народной музыки.

Александр Михайлович Иванов-Крамской был учеником П. С. Агафошина который  преподавал в музыкальном техникуме имени Октябрьской революции. Сам Пётр Спиридонович Агафошин начинал с семиструнной гитары, на которой его научил играть отец, но впоследствии по школе М. Каркасси самостоятельно освоил шестиструнный инструмент и вёл активную деятельность в пропаганде шестиструнной гитары.

Огромное влияние на Александра Иванова-Крамского оказало и знакомство в середине тридцатых годов с величайшим гитаристом XX столетия Андресом Сеговией, гастроли которого с триумфом прошли в Советском Союзе. Разумеется, гастроли Сеговии  помогли по новому взглянуть на шестиструнную гитару, которая до этого считалась инструментом недостойным большой сцены, но полностью изменить мнение о шестиструнной гитаре в Советском Союзе помогло творчество А. Иванова-Крамского.

Его первое сольное выступление состоялось в 1932 году. В конце тридцатых годов А. Иванов-Крамской побеждает на I Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах, на котором занимает второе престижное место. В годы Великой Отечественной войны он становится дирижёром оркестра дающего концерты перед частями Красной Армии. В 1947 году Иванова-Крамского приглашают дирижёром в оркестр народных инструментов Всесоюзного радио. В 1959 году А. М. Иванов-Крамской был удостоен звания Заслуженный артист РСФСР.

Он более 20 лет добивался открытия класса гитары в учебных заведениях и в 1960 году был открыт класс в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории. Педагогическая почти тринадцатилетняя деятельность Александра Иванова-Крамского в стенах этого заведения преподнесла блестящие  результаты — в Советском Союзе появилась целая плеяда талантливых педагогов и исполнителей на шестиструнной гитаре.

Только с 1962 года Министерство культуры дало разрешение на сольные выступления артиста. Гастрольные туры по республикам Советского Союза всегда сопровождались аншлагами. Репертуар Иванова-Крамского включал в себя не только классические произведения зарубежных композиторов, но собственные произведения и обработки русских народных песен, а также пьесы советских композиторов начавших писать для этого инструмента. К их числу относятся такие известные представители советской композиторской школы как В. Шебалин, Н.Речменский, В. Золотарёв. Часто Иванов-Крамской включал в свой репертуар переложения произведений гитаристов семиструнников Андрея Сихры и Михаила Высотского. Тесное творческое сотрудничество связывало его с известными инструменталистами и вокалистами. Он аккомпанировал в концертах Н.А. Обуховой и И.С. Козловскому, играл в ансамблях со скрипачами Л. Коганом и Э. Грачём. Многочисленные рецензенты, отмечая в его исполнении тембровое богатство звука, виртуозную технику, эмоциональность и благородство трактовки, тонкое чувство стиля Иванова-Крамского справедливо называли его «Чародеем гитары».












Оставить комментарий »