Дионисио Агуадо и Гарсия (8 апреля 1784 – 29декабря 1849)
Выдающийся гитарист, педагог и композитор Дионисио Агуадо родился в столице королевства Испании Мадриде 8 апреля 1784 года. Детство мальчика прошло в церковном училище, где он и начинал постигать азы музыки и исполнительства на гитаре под руководством Мануэля Гарсии (Падре Базилио). Мануэль Гарсия был не только гитаристом, но так же органистом и композитором. Его методы преподавания заложили основу для творческой и педагогической деятельности молодого талантливого гитариста. Также Дионисио учился у неаполитанского гитариста Федерико Моретти ( Неаполь, Италия, 1769 — Мадрид, Испания, 1839), представителя итальянской гитарной школы приехавшего в Испанию в 1794 году и поступившего на военную службу в испанскую королевскую гвардию в 1976м году. Моретти являлся автором принципов исполнительства на шестиструнной гитаре и оказал большое влияние на развитие гитарной техники. Как позже признавал Дионисио Агуадо испанская гитарная школа Мануэля Гарсии с его ногтевым способом звукоизвлечения и итальянские принципы Федерико Моретти побудили его к объединению этих школ и созданию своих принципов исполнительства на основе полученных знаний и практики.
Имение в Фуэнлабрада
В 19 лет Дионисио получает наследство – небольшое имение в Фуэнлабрада не далеко от Аранхуэса, куда переезжает вместе со своей матерью. Живя в Фуэнлабрада, он много времени посвящает преподавательской деятельности и техническому совершенствованию исполнительского искусства на гитаре. К этому времени также относятся его первые сочинения для этого инструмента. В 1820 году в Мадриде выходит первое нотные издание Агуадо «Сборник этюдов для гитары» (Colección de estudios para guitarra).
Парижский период творчества Дионисио Агуадо
В 1824 году после смерти своей матери Дионисио переезжает в Париж, где через три года издаёт
«Школу игры на гитаре» на французском языке (Méthode complete pour la guitare). Парижская публика тепло встретила испанского гитариста, хотя нововведения Агуадо порой вызывали раздражение у исполнителей на гитаре. Так даже его друг гитарист Фернандо Сор говорил, что использование Агуадо ногтевого звукоизвлечения можно ему простить , только за его превосходную игру. Фернандо Сор часто играл и сочинял дуэты со своим соотечественником. Дуэт Агуадо и Сора имел большой успех, друзья посвящали друг другу свои сочинения. Так Сор посвятил Агуадо написанный им дуэт «2 друга» и «Фантазию», ор.30, а Агуадо Сору – «Фантазию с вариациями». В 1831 году французский журнал «La Revue Musicale», сообщая об успехе выступления дуэта Сора и Агуадо, писал, как на концерте присутствовало много публики, несмотря на то, что в это же время в Париже давал концерт и самый величайший виртуоз того времени Никколо Паганини. Сор и Агуадо много выступают вместе, вскоре в их репертуаре появляется одно из известнейших произведений написанное Фернандо Сором «Воспоминание о России», которую Сор посетил осенью 1823 года.
Возвращение в Испанию
Агуадо покидает Париж и возвращается в Испанию в 1838 году. К тому времени его друг Фернандо Сор уже не играл на гитаре из-за пошатнувшегося здоровья. В Мадриде Дионисио много времени уделяет преподавательской деятельности и пишет свои работы по изучению инструментальной техники. Он считается одним из самых инновационных учителей девятнадцатого века. Дионисио Агуадо уделяет время не только исполнительской стороне, но и акустическим свойствам гитары ища и добиваясь новой звуковой палитры инструмента. Кроме ногтевого звукоизвлечения он изобретает специальный штатив для того чтобы исполнитель по минимуму соприкасался с корпусом гитары улучшив тем самым акустические свойства инструмента.
Надо отметить, что это нововведение оказалось не самым удачным, и вскоре было забыто. За то удачным оказалось его новая конструкция подставки для крепления струн, которая используется на гитаре и в наши дни. Умер Дионисио Агуадо в Мадриде 29 декабря 1849 года в возрасте 65 лет.