Фернандо Сор Fernando Sor (1778-1839) родился в Барселоне в семье очень религиозных родителей. В книгах регистрации крещений Кафедрального собора Барселоны был записан под именем Хосе Фернандо Макарио Сорса. По сложившейся испанской традиции, в которой следует первое имя и фамилия отца, его должны называть Хосе Сорс, но он всю жизнь представлялся как Фернандо Сор и именно под этим именем вошёл в историю. Уже в двенадцать лет родители решили отправить мальчика в католический монастырь Монтсеррат. Именно здесь Фернандо Сор получал своё музыкальное образование, исполняя вокальные партии в монашеском хоре. Обучение его пошло столь успешно, что на предварительных спевках отец фрай Ансельмо Виола разрешал ему дирижировать хором. Фернандо стал для падре Ансельмо Виолы, который хорошо знал гармонию и руководил хором, любимым учеником. Под его руководством Сор изучал композицию и вскоре начал писать кантаты и мессы. Однажды ему пришлось написать мессу, вместо заболевшего своего учителя приуроченную к приезду в монастырь Монтсеррат графской семьи. Месса настолько понравилась гостям, что после поздравлений у Фернандо спросили о его желании. Желанием юноши было повидаться с родителями, таким образом, через три года он покинул монастырь и вновь вернулся в Барселону. Отец к этому времени тяжело болел и Фернандо, не желая беспокоить отца резкими звуками, остановил свой выбор на гитаре, тем самым продолжив своё увлечение музыкой. В монастырь он больше не вернулся и полностью увлёкся гитарой. Гитары того времени были как пятиструнные так и шестиструнные, а хороших печатных школах и преподавателях по этим инструментам можно было только мечтать. Обладая не заурядными способностями в музыке, Фернандо сам многое открывает для себя в исполнительстве на гитаре. После смерти отца юноша занялся композицией и написал оперу на либретто, которое нашёл в архиве театре Санта Креу. Опера «Телемаха» написанная 18 летним композитором была поставлена на сцене этого театра и имела определённый успех. Уже на следующий год эту оперу поставили в Венеции. Вскоре Фернандо Сор познакомившись с графам Мирандой приехал в Мадрид. Придворная дама графиня де Альба, услышав игру молодого музыканта, сделала его органистом личной церкви и учителем гитары для своей дочери. В 1813 году Сор приезжает в Париж, где приобретает репутацию одного из лучших виртуозов на гитаре. Фернандо занимается исполнительством, композицией и педагогикой. В 1815 году Сор приезжает в Англию, где ещё не видели исполнителей такого уровня, и открывает англичанам гитару. Не только Лондон, но и Россия рукоплещет «Бетховену гитары». Вернувшись в Париж, Сор создаёт обширный репертуар, и в 1830м году пишет школу для гитары. По тем временам эта школа являлась великолепным руководством по гитарной технике. Он пишет не только виртуозные пьесы, но и произведения педагогического и салонного репертуара: этюды, вариации, фантазии, дивертисменты, менуэты, вальсы. К наиболее значимым произведениям относятся Большое соло и вариации на тему арии из «Волшебной флейты» Моцарта. Творчество Сора, которое развивалось на рубеже классицизма и романтизма, отличается законченностью формы и высоким мастерством письма, использующим новейшие достижения инструментальной техники. Фернандо Сор написал две оперы, семь балетов, две симфонии, массу других сочинений, но вошёл в историю как композитор, писавший для гитары. Его ученик Наполеон Кост после его смерти издал многие написанные им сочинения. Фернандо Сор был похоронен на парижском кладбище Монпарнас.