Мауро Джузеппе Серджио Панталео Джулиани, а именно так звучит полное имя этого замечательного гитариста, виолончелиста и композитора. Родился Джулиани на юге Италии в городе Бисчелье расположенном на побережье Адриатического моря 27 июля 1781 года в весьма обеспеченной семье.
Мауро был пятым и самым младшим ребёнком. Кроме трех сестёр у него был старший брат Никола, так же как и Мауро выбравший путь музыканта и в последствии преподававший гармонию и вокал. После переезда с семьей в Барлетта оба брата стали брать уроки гитары и виолончели у Гаэтано Лучи. Вскоре Мауро начинает выступать с концертами и опубликовывает ряд своих произведений. Несмотря на поразительные успехи в исполнительском искусстве, его гитара не может соперничать с вокальной музыкой, имевшей огромную популярность в Италии конца XVIII и начала XIX века.
Венский период в творчестве Мауро Джулиани.
В 1802 году Джулиани принимает решение о переезде вместе с женой и сыном Микеле в Вену. Столица Австрии считалась одним из величайших центров музыкального мира Европы. С этим переездом у Мауро наступает этап восхождения к вершине триумфа. Вена открывает для себя виртуоза на инструменте до тех пор считавшегося маргинальным и пригодным лишь для частного любительского музыкального развлечения. В 1808 году публика восторженно отзывается о первом концерте для гитары и оркестра Op.30 созданным в соответствии со вкусом наполеоновских времен. Вслед за первыми удачами наступает период многочисленных и популярных концертов Венского Джулиани , как солиста и в составе различных ансамблей. Согласно обзору того времени даже Бетховен с удовольствием посещает эти концерты. Мауро не только возобновил интерес к гитаре как концертному инструменту, но и поднял её на новый уровень благодаря созданным им произведениям для гитары с оркестром.
«Паганини гитары», как его окрестили, прославился и завоевал уважение и дружбу самих Паганини, Россини и Бетховена. За время своего пребывания в Вене Мауро создал более ста произведений, в том числе три концерта для гитары с оркестром, сонаты для гитары соло и ансамблевые пьесы, предназначенные для различных типов ансамблей. В своей карьере Джулиани не ограничивался только концертной деятельностью и написанием пьес для итары, он так же вёл широкую преподавательскую работу. В 1814 году Мауро получает титул «придворного камерного виртуоза» при дворе второй жены Наполеона Бонапарта Марии-Луизы Австрийской.
Возвращение в Италию
Не смотря на успех в профессиональной сфере, в повседневной жизни Мауро не всё складывалось гладко. За проведённые в Вене десять лет у Джулиани родилась незаконная дочь, и видимо это послужило одной из основных причин развода с женой. Вдобавок ко всему Мауро наделал кучу долгов. Ему ничего не оставалось, как вернуться на родину, что он и сделал в 1819 году, начав своё концертное турне по городам северной Италии. После успешного турне он поселился сначала в Риме, а затем в Неаполе, где он провел последние годы своей жизни, опубликовав пятьдесят композиций. Умер Мауро Джулиани 8 мая 1829 года.
Творчество Мауро Джулиани
Наравне с ярчайшими представителями итальянской школы Маттео Каркасси и Фердинандо Карулли, Джулиани внёс неоценимый вклад в развитие гитары как концертного инструмента. Нельзя не отметить, что его первый концерт Op. 30 для гитары с оркестром, самый часто исполняемый после Аранхуэского концерта Хоакина Родриго. Перу композитора принадлежит около 150 сочинений для гитары как соло, так и в составе различных ансамблей широко использующихся в концертной и педагогической деятельности.