«Самоучитель» Урок игры на гитаре № 11
На этом уроке речь пойдёт о теории музыки, без которой дальнейшее обучение игре на гитаре не имеет перспективы роста. Теория является одним из важнейших этапов обучения, так как практика исполнительства на гитаре неразрывно связана с теорией и только благодаря знанию теории появляется конкретность в обучении и возможность объяснить многие технические моменты исполнения на гитаре. Есть и немало гитаристов достигших больших вершин в исполнительстве на гитаре и при этом не знакомых с теорией музыки, но обычно это династии гитаристов играющих фламенко и обучавшиеся прямым показом у своих дедов, отцов или братьев. Им свойственна определённая манера импровизационного исполнения ограниченного стилем. Чтобы достичь исполнительских успехов в нашем случае ключом к открытию секретов может быть только теория. На этом уроке я постараюсь доступно объяснить тот уровень теории, который просто не обходим для данного этапа обучения. Речь пойдёт о длительностях нот и об испанском приёме звукоизвлечения на гитаре апояндо благодаря которому достигается объёмное звучание инструмента.
Немного теории: Длительности
Как каждый час поделён на шестьдесят минут, а каждая минута на шестьдесят секунд так и каждая нота в музыке имеет строго свою определённую длительность спасающую музыку от ритмического хаоса. Обратите своё внимание на рисунок напоминающий пирамиду. На вершине расположена целая нота длительность, которой является самой долгой по отношению к нотам расположенным ниже.
Под целой нотой своё место заняли половинные ноты каждая из этих нот ровно в два раза короче по длительности целой. Каждая половинная нота имеет штиль (палочку) который и служит её отличием в написании от целой ноты. Ниже двух половинных нот своё место занимают четыре четвертные. Четвертная нота (или четверть) по своей длительности в два раза короче половинной и её отличает в записи от половинной ноты то, что четвертная нота полностью закрашена. Следующий ряд из восьми нот с флажками на штилях представляют восьмые ноты, которые в два раза по своей длительности короче четвертных и заканчивается пирамида шестнадцатыми нотами. Есть ещё тридцать вторые, шестьдесят четвёртые и сто двадцать восьмые, но к ним мы перейдём намного позже. Ниже пирамиды показано как группируются восьмые и шестнадцатые ноты в записи и что представляет собой нота с точкой. На ноте с точкой остановимся чуть подробней. На рисунке половинная нота с точкой – точка указывает на увеличение половинной ноты по длительности ещё на половину (50%), теперь её длительность составляет половинная и четвертная ноты. При добавлении точки к четвертной ноте её длительность уже будет составлять четвертную и восьмую. Пока это немного не понятно, но далее на практике всё встанет на свои места. Самой нижней строчкой рисунка представлены паузы, которые полностью повторяют длительности только уже не звука, а его перерыва (тишины). Принцип длительности пауз уже заложен в их названии, из пауз можно составить точно такую же пирамиду, какую мы только что разобрали, рассматривая длительности нот. Надо отметить, что пауза (тишина) это тоже одна из важнейших составляющих в музыке и длительность паузы надо строго соблюдать как и длительность звука.
От теории к практике
На открытой третьей струне (соль) и второй струне (си) рассмотрим, как на практике отличаются длительности звуков и вначале это будет целая нота соль и целая нота си играя каждую ноту считаем до четырех.
Далее всё те же ноты соль и си, но уже половинными длительностями:
Детская песенка «Маленькой ёлочке…» как нельзя лучше подходит для наглядности следующего примера связанного с восьмыми нотами. Рядом со скрипичным ключом стоит размер две четверти – это значит, что в основе каждого такта этой песенки заложены две четвертные ноты и счёт в каждом такте будет до двух, но так как там есть более мелкие длительности в виде восьмых сгруппированных нот, то для удобства счёта добавляем букву и.
Как видите, когда теория соединяется с практикой, всё становится намного проще.
Апояндо (Apoyando)
На уроке «Переборы на гитаре для начинающих» Вы уже успели ознакомиться с приёмом звукоизвлечения «Тирандо», которым играют всевозможные переборы (арпеджио) на гитаре. Теперь переходим к следующему гитарному приёму «Апояндо» – щипку с опорой. Этим приёмом пользуются для исполнения одноголосых мелодий и пассажей. Весь принцип звукоизвлечения основан на том, что после извлечения звука (к примеру на первой струне) палец останавливается на следующей (второй) струне. На рисунке показаны оба приёма и при их сравнении становится понятна разница звукоизвлечения.
При таком защипе струны как «Апояндо» звук становится более громким и объёмным. Все профессиональные гитаристы практикуют в своих исполнениях оба приёма звукоизвлечения, что делает их игру на гитаре такой восхитительной.
Приём «Апояндо» можно разделить на три фазы:
Первая фаза — это касание струны кончиком пальца.
Вторая — сгибание последней фаланги и нажатие на струну немного к деке.
Третья – при соскальзывании со струны палец останавливается на соседней струне, получая на ней точку опоры оставляя звучать отпущенную струну.
Снова немного практики. Попробуйте сыграть две короткие песни приёмом «Апояндо». Обе песни начинаются с затакта. Затакт это просто не полный такт и с него часто начинаются музыкальные композиции. При затакте сильная доля (небольшой акцент) приходится на первую долю (раз) следующего (полного) такта. Играйте приёмом «Апояндо» чередуя пальцы правой руки и придерживаясь счёта. Если сложно считать самим используйте в помощь метроном.Как видите в середине Камаринской появилась четвертная нота (до) с точкой. Считаем эту ноту раз и два. а следующую восьмую (ми) на и.
ПРЕДЫДУЩИЙ УРОК №10 СЛЕДУЮЩИЙ УРОК №12
Мне 11 лет , я очень хочу стать певицай и блогодоря вашему сайту я на пол пути к своей мечте спасибо !!!
Тамила желаю удачи и буду рад лет через семь заполнить страницы сайта песнями вашего репертуара.
Какой замечательный сайт!!! Вы просто находка!!! Все интернетовские «самоучители» расчитаны на «дворовой» дальнейший уровень гитарной игры, а у Вас есть всё, что нужно человеку который хочет освоить гитару на уровне начальной музыкальной школы и пойти дальше!!! Спасибо!!! Я возьму материалы с Вашего сайте, распечатаю и аккуратно в файлики и в папочку сложу!)
К концу этого года в «Самоучитель игры на гитаре» добавятся ещё два урока: Романс Р. Бартоли и этюд на правую руку. Удачи Андрей!
Я хоровик и блестяще играю на фортепиано. Окончил колледж, играю на бас гитаре, хочу научится на простой гитаре, но с чего начать, я незнаю. Все самоучители почему-то расчитаны на новичков в музыке, которые даже нот не знают. Что бы вы посоветовали?
Иван, здесь в самоучителе, начните с уроков №7 и №8. Правильная постановка рук при игре это первостепенная задача, а дальше если хотите играть по нотам, надо будет выучить их расположение на грифе и освоить правильное звукоизвлечение — это можно уже делать в процессе освоения пьес.
Пожалуйста ,помогите мне. Я выучила пару аккорд,на улице. И кажется разобралась с аккордами в интернете. С левой рукой все отлично. А вот насчет правой у меня сомнения,я не знаю во время какого аккорда,каких я буду касаться струн. Например: ля минор. Там на картинках нарисованны «х» и «о» я вас умоляю скажите пожалуйста что они обозначают и имеют ли они отношение к правой руке
Заранее вас благодарю
Малика, струны обозначенные значком х не озвучиваются (Эти струны не стоит трогать при исполнении данного аккорда). Ваш пример с ля минором тому подтверждение: так как основной бас в ля миноре не ми, а ля шестая струна со звуком ми обозначенная х и не исполняется. По значку «о» я думаю это просто открытая (Не прижатая пальцем левой руки) струна, которая должна звучать а аккорде.
Я мечтаю стать известной петь я не умею но на пианино играть умею теперь гитарой занимаюсь а ешё я рисую ооочень хорошо.я за 2ч научилась как играть на гитаре но надо ешё учится! 😉
И мне 12 лет поэтому наверное через 6-10 лет может что-то и получится…
Получается длительность полной ноты 4 секунды, правильно я понял?
Саша, молодец!
Самоучитель хороший.
Я сам бывший скрипач, гитарист-самоучка, настройщик фортепиано, поэт, композитор-песенник и т.п.
Предложили вести группу детей по классу гитары
, чтобы обучить их аккомпанировать простые песни, я согласился. Но к занятиям подхожу очень серьёзно и хочу им дать больше, чем «дворовая песня», то есть, чтобы и поьнотам могли играть, пусть не бегло, для себя.
Замечаний пока два:
1. Первая тактовая черта ставится слева от нотоносца, потом идёт скрипичный ключ.
2. Гитарные ноты, как я понял, для удобства сдвигают на октаву. Получается первая открытая струна — это ми первой октавы — пишется для гитары между четвертой и пятой линией нотоносца. это значит, что скрипичный ключ просто так применять нельзя, надо добавлять специальный Символ ( по-моему где-то я его видел), указывающий на смещение всех нот на октаву вверх при их нотной записи.
В противном случае возникает чувство протеста против теоретического «ляпа».
Я удивляюсь, почему никто не возмущается?
А так самоучитель, повторяю, понравился. Спасибо.
Михаил.
Михаил Вы правы. Гитара звучит на октаву ниже написания. Это сделано для удобства, чтобы не задействовать ещё и басовый ключ. Если бы это не было сделано и ноты писались в реальном звучании, то это выглядело бы как на фортепьяно. Ноты занимали бы в 2 раза больше пространства для написания и надо бы было знать басовый ключ.
Хочу оставить актуальный отзыв
Великолепный самоучитель, если наткнулись на него- даже не думайте искать другой
Полезная информация описана невероятно подробно
Автору огромное спасибо!
Нота не полная, а целая. И не 4 сек., а счёт на четыре. Раз-и, два-и, три-и, четыре-и. Скорость зависит от темпа, ритма, размера, частоты метронома, навыков игры на инструменте…