Как научиться играть тремоло на гитаре
Тремоло это приём быстрого чередования одного и того же звука. На инструментах, длительность звука которых ограничена затуханием струны после удара по ней, приём тремоло является очень эффективным. Быстрое и частое повторение звука создаёт впечатление долгого звучания а при добавлении динамических оттенков эффект усиливается. Ну а если говорить о тремоло на гитаре, то к этому тремоло добавляется аккомпанемент исполняемый большим пальцем правой руки, создавая таким образом звучание дуэта. Вот почему написанные на основе приёма «тремоло» произведения для гитары настолько популярны. Созданное Франсиско Таррегой «Воспоминания об Альгамбре» стало шедевром мировой гитарной классики. Именно приём тремоло помогает передать впечатление автора о ниспадающих струях воды фонтанов дворца Албгамбра в Гренаде. К тремоло на гитаре обращают свои взоры многие композиторы пишущие для шестиструнной гитары. Даже казалось бы, написанная маленькая пьеса при приёме тремоло превращается в маленький завораживающий шедевр. Само тремоло играется приёмом «тирандо» — без опоры на соседнюю струну в то время как большой палец исполняющий аккомпанемент так же на «тирандо» играет басовую линию этого аккомпанемента приёмом «апояндо» — с опорой. Такое исполнение с хорошо выработанным тремоло и полновесным басом и дарит впечатление дуэта двух непохожих друг на друга инструментов.
Как играть тремоло на гитаре
Приём тремоло на гитаре исполняется аппликатурой (p a m i) при которой функции пальцев правой руки разделены и ведут две отдельные самостоятельные линии исполняемые пальцами (p) и (a m i). Как Вы заметили весь приём «тремоло» состоит в группировке из четырёх нот, при котором этот рисунок постоянно повторяется и тем самым создаёт звуковую аллюзию двух инструментов. Это прекрасно видно на примере этюда Александра Иванова – Крамского «Грёзы», который полностью представлен на этом сайте в разделе «Ноты».
Этот этюд Иванова-Крамского легче в исполнительском плане произведения Франсиско Тарреги «Воспоминания об Альгамбре» уже только потому, что басовая линия этюда более проста и поэтому прежде чем перейти к более масштабным произведениям поиграйте красивый этюд «Грёзы» для выработки выносливости пальцев левой руки.
Проблемы, возникающие при игре приёмом «тремоло»
Обычно на начальном этапе работы над приёмом тремоло гитаристы сталкиваются с двумя исполнительскими проблемами. Первая проблема это неровный по силе пальцевой атаки звук как в метрическом плане, так и звуковом. Все школы игры на гитаре и самоучители советуют играть медленно следя за ударом каждого пальца по струне. Действительно это так и есть, потому что необходимо добиваться чёткости ударов пальцев правой руки и силы звука постепенно наращивая темп исполнения тремоло. Вторая проблема появляется вслед за первой это усталость при которой правая рука начинает зажиматься теряя свою эластичность, а вслед за этим появляется неровный по ритму с силе воспроизведения звук. Из этого следует заметить, что играть в медленном темпе, следя за ритмической и звуковой точностью мало, надо обратить своё внимание на развитие подвижности и независимости безымянного пальца, который и является обычно проблемным при исполнении тремоло.
Совет Паскуаля Роча по работе над приёмом «тремоло»
Теперь обратимся к школе игры на гитаре испанца Паскуаля Роча. В своей школе написанной по методу своего учителя Франсиско Тарреги для освоения приёма «тремоло» Роч советует обращать особое внимание на безымянный палец правой руки. Он пишет, что удар безымянного пальца (a) должен быть с достаточной силой. В зависимости от того как ударяет безымянный палец так это делают и остальные (m) и (i). Это означает, что небрежность безымянного пальца влечёт за собой небрежную игру остальных пальцев. Чтобы можно было играть с одинаковой силой приём тремоло в разных направлениях (p i m a) и (p a m i) извлекая при этом точный по силе и ритму звук П. Роч советует выделять и оттенять каждую ноту которую играет безымянный палец.
Этюды Э. Пухоля на независимость и чёткость ударов пальцев при тремоло
При игре тремоло на второй струне проблема состоит в неточном ударе пальцев и особенно безымянного. Для того чтобы играть на второй струне так же как и на первой и что бы этот процесс был долгим и качественным необходима выносливость и независимость пальцев правой руки. Есть очень хорошие этюды испанского гитариста, ученика Франсиско Тарреги Эмилио Пухоля создавшего школу игры на гитаре основанную на принципах своего учителя. Имея личный опыт в исполнительстве на гитаре я настоятельно советую выучить и играть этюды Э. Пухоля о которых будет говориться далее. Этюды на развитие силы и независимости пальцев правой сделают Ваше тремоло безупречным. Одним из таких прекрасных этюдов для достижения этой цели является этюд написанный Э. Пухолем на основе одного из своих упражнений получившим название «Шмель». Этюд «Шмель» полностью представлен в разделе «Ноты».
Не смотрите на то, что ноты написаны казалось бы только на развитие большого указательного и среднего пальца (p i m i)но это только для начального этапа. Выучив этот этюд и играя пальцами указанными в нотном тексте играйте его так же вариантом (p m a m) – большим средним и безымянным. Эффект от такой смены аппликатуры правой руки Вы ощутите уже в скором времени. Когда то великий итальянский пианист Ф. Бузони в своих советах по техническому совершенствованию писал, что сумев овладеть более сложной аппликатурой игра более простой не составит труда и исполняемое вами произведение будет звучать блестяще. Можно играть этюд «Шмель» ещё и аппликатурой (p i a i), но лично мне было вполне достаточно второго варианта аппликатуры. Следующим этюдом на развитие пальцев и метрическую звуковую точность является этюд из школы игры на гитаре Э. Пухоля под номером XVII, иногда этот этюд называют «Пчёлка». Этот этюд XVII есть на сайте в разделе «Ноты».
В своей школе игры Э. Пухоль настоятельно советует играть этот этюд приёмом «апояндо» это очень важный и ценный совет. Играя XVII этюд приёмом «апояндо» вырабатывается полновесные удары пальцев по струне с акцентом на указательный палец. Обратите внимание, что в этюде XVII удары пальцев идут в обратном для приёма «тремоло» направлении не (a m i), а (i m a). Надо этот вариант аппликатуры очень эффективен и Вы это поймёте сами, когда игра в обратном направлении (a m i) приёмом «тирандо» покажется Вам удивительно лёгкой и «Пчёлка» зажужжит, так как эта аппликатура более естественна для структуры кисти правой руки. Я всегда перед концертом играл этот этюд с аппликатурой (i m a), если мне надо было исполнять произведения в которых приём тремоло является основным. Особенно это спасало на концертных площадках с низкой температурой воздуха. После разогрева пальцев XVII этюдом приёмом «апояндо» с аппликатурой (i m a) и акцентом на первую долю, тремоло исполняемое обычным способом (p a m i) играется на столько свободно ровно и легко, что остаётся только получать удовольствие от собственного исполнения.
Действия большого пальца при исполнении тремоло
Теперь перейдём к действиям большого пальца правой руки (p) которому в произведениях приходится нести на себе функцию аккомпанемента к теме, исполняемой на тремоло создавая впечатление звучания второй гитары. При исполнении произведений следите внимательно, чтобы большой палец правой руки чётко отделял линию баса с «апояндо» и линию аккомпанемента с «тирандо» учитывая сильные, относительно сильные доли и динамику в целом. Он должен не только не заглушать исполняемое тремоло, но и вести свою гибкую линию аккомпанемента пропуская вперёд по звуковому балансу мелодию, звучащую на тремоло. При соблюдении баланса голосов нельзя так же забывать об агогике (замедление или ускорение темпа внутри фразы) это придаст чувственную красоту вашему исполнению.
Спасибо! Очень полезно.
Пожалуйста Antonio! Успехов в освоении приёма тремоло!
Благодарю за художественное, поэтическое описание тремоло! Но, что Вы можете сказать о тремоландо.
Здравствуйте, спасибо за интереснейший материал. У меня такой вопрос, — при попытке исполнения тремоло возникают две очень большие (как кажется) сложности- первая-,пальцы задевают за соседние струны, вторая — даже при ногтях, подстриженных максимально коротко (играю пальцами, подущечками), обязательно получается ногтевой звук… И еще — в классической позиции играть неудобно, кисть как бы сама стремится меньше наклоняться вперед, или слегка опереться на басовые струны. Пальцы не устают, струны металлические. Ч то Вы могли бы посоветовать, (кроме, конечно похода к преподавателю)) Спасибо.